Конец весны 2017 года ознаменовался событием, вызвавшим широкое обсуждение в средствах массовой информации. Самолет компании «Аэрофлот», летевший из Москвы в Бангкок, попал в зону сильной турбулентности.
Как говорилось на сайте РИА «Новости», в результате происшествия пострадали 27 человек. По информации сайта российского посольства, характер травм — в основном переломы и ушибы.
Как сообщил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, лечение получивших травмы пассажиров оплатят российские страховщики. Он пояснил, что ответственность «Аэрофлота» застрахована в российских страховых компаниях, лидером договора выступает «АльфаСтрахование», и лимита договора страхования ответственности достаточно для всех компенсаций.
К сожалению, подобные ситуации — не единичный случай в авиаперевозках. Поэтому давайте разберемся, на что в принципе могут рассчитывать пассажиры, получившие травмы при международном воздушном перелете.
Для начала посмотрим, какие возможности предоставляет международное право. В апреле 2017 года Россия наконец присоединилась к Монреальской конвенции, регулирующей вопросы об ответственности авиаперевозчиков перед пассажирами. Это стало важным событием, поскольку конвенция не просто обеспечивает единообразие правил международных воздушных перевозок, но также содержит надежные гарантии возмещения вреда пострадавшим пассажирам.
Если здоровью пассажира причинен вред в сумме, не превышающей 100 тыс. специальных прав заимствования (около $137 тыс.), то перевозчик обязан возместить его в полном объеме. Кроме того, перевозчик производит пострадавшим пассажирам предварительные выплаты, когда такая обязанность установлена национальным законодательством.
Если же вред причинен на более крупную сумму, то получить соответствующие выплаты можно в судебном порядке. При этом размер вреда определяется индивидуально в отношении конкретного пассажира с применением специальных методик и правил.
Параллельно пассажиры вправе получить соответствующие компенсации, обратившись с письменным заявлением в страховую компанию авиаперевозчика. К заявлению следует приложить необходимые документы, перечень которых содержится в Постановлении Правительства РФ №1378 от 22.12.2012.
Страховая компания производит выплату страхового возмещения в течение 30 дней или же направляет мотивированный отказ. Размер выплаты рассчитывается исходя из страховой суммы авиаперевозчика и зависит от характера и степени повреждения здоровья пассажира. Более подробную информацию о расчете суммы можно найти в Постановлении Правительства РФ №1164 от 15.11.2012.
В том случае если страховая компания выплатила пострадавшему пассажиру только часть возмещения, которая не покрыла сумму причиненного вреда, пассажир имеет право потребовать от авиаперевозчика выплатить оставшуюся разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. Кроме этого, пассажир может потребовать компенсацию морального вреда.
Фаст И. Компенсации за ущерб здоровью во время авиаперевозок. // ж. БОСС. – 2017. – № 10.